Наледная опасность

Наледи включены в число самых опасных природных явлений России
Наледи – опаснейшая стихия воды и льда, которую трудно предсказать, а еще труднее остановить или уничтожить.
Более всего опасаются наледей дорожники, водители транспортных средств, строители, рыбаки и охотники.

Особую опасность и зимой, и летом представляют площади гидротермического движения грунтов и льда. Известны многочисленные случаи взрывного разрешения возникающих напряжений, когда в потоках изверженной воды неслись многотонные глыбы льда и мерзлого грунта. Они буквально срезали стоящие на пути деревья и небольшие деревянные постройки.

Также большие трудности возникают для движения транспорта на ледяных переправах и зимниках. Горе тому, кто легкомысленно оставит машину на гладком речном льду или без разведки направит колонну по заснеженному ледяному руслу: можно не только увязнуть в снежно-ледяной каше, вмерзнуть в лед, но и провалиться под ледяной покров или даже затонуть.

Не выдерживают мощного криогенного напора и разного рода инженерные сооружения, попавшие в зону наледеобразования – дома, трубопроводы, мостовые переходы, опоры линий связи и электропередачи. Широко известны опасные ситуации, возникающие при закупорке наледным льдом отверстий водопропускных труб и мостовых переходов. В ряде населенных пунктов (Усть-Омчуг, Палатка и др.) случались неожиданные зимние наводнения, во время которых дома и коммуникации вмерзали в лед.

Большие дебиты наледных вод, высокая миграционная способность, непредсказуемость места выхода на поверхность, а также гигантские площади и объемы льда делают бессильными или малоэффективными самые совершенные приемы и способы противоналедной защиты.

Имеющийся опыт инженерного освоения наледей-тарынов связан в основном с прокладкой и функционированием автозимников и использованием наледных полян в качестве взлетно-посадочных площадок для вертолетов.
Проблемы инженерного освоения местности, периодически занимаемой наледным льдом, объединяются в три основные группы:
1) связанные с обеспечением устойчивости и долговечности зданий, сооружений и коммуникаций в условиях активного наледеобразования;
2) возникающие при производстве строительных и других видов работ на наледных участках долин;
3) появляющиеся после возведения инженерных сооружений в наледеопасных зонах в результате нарушения установленных правил и норм экологической безопасности и режима эксплуатации возведенных конструкций. Все три группы проблем определяются специфическим гидротермическим режимом, строением и свойствами наледных ледогрунтовых комплексов.

Наледные ресурсы

Наледи – не только мощный регулятор водного и ледового режима рек в горных районах криолитозоны,
а также своеобразный возобновляемый водно-ледовый ресурс,
значение которого в полной мере еще не оценено.

Водный ресурс
В наледях Северо-Востока России ежегодно фиксируется около 26 куб. км подземных вод, что составляет 36.5 % естественных ресурсов подземных вод зоны свободного водообмена. Наледные ресурсы могут найти широкое применение, в частности, при снабжении льдом некоторых населенных пунктов, передвижных автомобильных и железнодорожных рефрижераторов, а также как источник чистейшей талой воды.

Использование подземных вод, питающих наледи, пока ограничено экономическими и техническими возможностями и причинами. В настоящее время воды наледеобразующих источников используются лишь для водоснабжения некоторых небольших населенных пунктов и предприятий. Дальнейшее индустриальное освоение региона откроет более широкие возможности применения наледных вод. Для этого потребуется разработать специальные методы управления водными ресурсами, учитывающие поведение вечной мерзлоты, постоянно действующих родников и самих наледей-тарынов в условиях меняющегося климата и активного техногенного воздействия на окружающую природную среду.
Транспортное значение
Как масса льда в естественном залегании, тарыны используются зимой в качестве основания автомобильных, нартовых и санных дорог, а летом как взлетно-посадочные площадки и полосы для вертолетов, как места отстоя домашних животных во время жаркой погоды и источники холода при хранении скоропортящихся продуктов и материалов.
Промышленное значение (строительный материал)
В понятие «наледные ресурсы» включены и другие элементы природной среды, непосредственно связанные с наледными процессами, например, хорошо промытые и обработанные многократным воздействием воды и льда песок, гравий, галечник и валуны. Эти отложения, получившие название наледного аллювия, слагают обширные участки речных долин в горах и предгорьях. Наледный аллювий – прекрасный строительный материал. Зимой под толщей льда он обычно не промерзает или промерзает на небольшую глубину, поэтому в условиях сплошной вечной мерзлоты и сурового климата его добыча очень выгодна.
Промышленное значение (индикатор россыпных месторождений полезных ископаемых)
Также на наледной поляне происходит интенсивное выветривание и дробление скальных грунтов, что создает благоприятные условия для образования россыпных месторождений полезных ископаемых – золота, олова и др. Это дает основание считать наледные поляны одним из поисковых признаков россыпных месторождений полезных ископаемых.
Сельскохозяйственное значение
Наледные поляны – это своеобразные ловушки некоторых химических элементов и минералов. Задернованные наледные поляны давно известны как ягодники и места произрастания ценных лекарственных растений. Здесь растут голубика, жимолость, ивы, пятилистник и многие другие. Характерная черта растений наледных участков долин – их высокая жизнеспособность. За короткий период вегетации, который иногда составляет всего 1,5 месяца, растения успевают пройти все фазы своего развития, при этом сохраняют высокую урожайность.